Особенности вождения автомобиля в дождливую погоду

Начальная фаза дождя: аквапланирование и затрудненная видимость

Основная опасность, которая подстерегает водителя в первые полчаса после начала дождя, заключается в резко выраженном изменении качества сцепления колес с дорогой. На асфальтобетонных типах покрытиях дороги образуется скользкая пленка из размокшей в дождевой воде пыли, микрокапель машинного масла и другого дорожного мусора. Эта грязевая взвесь способствует скольжению протекторов, значительно увеличивает тормозной путь, опасность заносов автомобиля и «сносов» осей. Этот эффект изменения управляемости автомобилем в экспертной среде называется «аквапланированием».

Вторым фактором, ухудшающим условия управления автомобилем, является изменение условий видимости – снаружи появляются капли на зеркалах и стекле, внутри автомобиля происходит запотевание стекол. Вождения автомобиля в дождливую погоду в связи с ухудшением видимости требует от водителя повышенной концентрации внимания.

Вождение в мокрую погоду: психологические и технические аспекты

Спустя 20-30 минут грязевая пленка смывается с дорожного полотна и управляемость автомобиля существенно повышается. Вовремя включенные дворники улучшают видимость и, кроме того, происходит процесс психологической адаптации к новым условиям обзора и сцепления с дорогой. Но успокаиваться и терять концентрацию очень опасно – этот момент таит в себе определенную угрозу, поскольку эффект аквапланирования в дождь не пропадает никогда, и потерять управляемость автомобилем можно в любой момент.

Помимо прочего, коварство аквапланирования состоит в том, что даже опытный и искушенный водитель, пытаясь справиться с заносом, выворачивает рулевое колесо. Последующий выезд из лужи на участок дороги с большим сцеплением в условиях «вывернутых» колес часто приводит к резкому заносу, с реальным риском опрокидывания машины.

Еще одной причиной не терять концентрацию является ситуация наезда на лужу одной стороной автомобиля с потерей сцепления. При этом происходит ощутимый удар по колесам авто и, как следствие, «вырывание» из рук рулевого колеса. Это грозит травмой кистей и потерю управляемости уже по медицинским причинам.

Советы экспертов по «дождевому» вождению автомобиля

Чтобы снизить риски и минимизировать неблагоприятные влияния дождевых факторов следует соблюдать простые правила. По мнению большинства опрошенных нами экспертов, главным залогом успешного и безопасного вождения в мокрую погоду является правильный выбор резины. Чтобы не попадать в ситуацию аквапланирования и потери управляемости автомобилем нужно следить за степенью износа протекторов, и своевременно производить замену резины по сезонам года.

Самые дотошные профессионалы советуют на осенний сезон ставить специальные «аквашины» с глубокими прорезями на протекторах и сетью канавок с переменным углом наклона, которые значительно облегчают вывод дождевой воды в сравнении с обычными универсальными шинами.

Вторым по значимости аспектом проблемы «мокрого» вождения эксперты называют правильный скоростной режим. Подавляющее большинство водителей прекрасно знают, что в мокрую погоду нужно сбрасывать скорость и соблюдают это правило в массовом порядке. Поэтому, рассчитывая время поездки в дождь, помните, что поток движется со средней скоростью 50 км/ч, а значит, следует выезжать «с запасом» по времени, чтобы не выбиваться из общего движения и не совершать обгонов.

Торможение в дождевую погоду должно быть ранним и плавным – это позволит избежать аварийных ситуаций и даст достаточное время водителю следующей за вами машины среагировать адекватно и вовремя. Большие по площади лужи рекомендуется объезжать – трудно предсказать их глубину и наличие опасных препятствий, скрытых под дождевой водой. Кроме того, заехав в глубокую лужу, можно залить зажигание. Если видимость очень плохая и ливень усиливается, то возможно стоит принять решение припарковаться и переждать экстремальную фазу дождя.

Опытные водители в дождливую погоду стараются не находится в потоке рядом с грузовиками и автобусами, поскольку вылетающая из-под их протекторов водно-грязевая смесь может полностью лишить обзора и привести к дезориентации. Также бывалые «драйверы» рекомендуют заранее включать стеклоочистители при появлении встречной машины. Еще одна экспертная хитрость – периодически «просушивайте» тормоза легкими нажатиями после попадания в лужи. И последнее правило эффективного и безопасного дождевого вождения – никогда не проезжайте большие лужи на высокой скорости!